X

Подписка на новости:

Закрыть Подписаться

Спасибо, что подписались на новости =)

Закрыть окно
вход

Регистрация

ник (имя)
e-mail
логин или e-mail
пароль
я забыл пароль
Для восстановления пароля впишите E-mail, указанный при регистрации:
rss
Журнал Образование Форум Галерея Клубы Новости в ФОТО
  • События
    • Новости
    • Афиша
    • Обзоры
  • Техника
    • Новости
    • Обзоры
    • Тесты
  • Ликбез
    • Теория
    • Практика
    • Фото Персона
    • Кино
  • Выставки
  • Видео
  • АРТ ПРОЕКТ
  • Коммерческое фото
ВыставкиКЛАССИК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОТОПОРТРЕТА Н. ПЕТРОВ. Старая фотография Подписка на публикации

КЛАССИК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОТОПОРТРЕТА Н. ПЕТРОВ. Старая фотография

16.12.2011
7,080 0

Комментировать

   Дискуссии о возможности фотографии стать одним из видов искусства ведутся с момента ее изобретения. Сомнения в этом были вызваны физико-химической природой получаемого изображения.

На ранних стадиях развития фотопроцесса получение качественного с технической точки зрения фотоизображения уже считалось искусством. К концу ХIХ века существенно упростилась технология получения фотографии. Большое число фотолюбителей создавали огромное число фотографий, многие из которых были малохудожественны и не интересны для широкой публики. Такая фотопродукция обесценивала искусство фотографии. Вопрос о художественности фотоизображения требовал эстетического осмысления. Одним из направлений в художественной фотографии во всем мире на рубеже ХIХ-ХХ веков стал пикториализм, т.е. фотография в эстетике живописи. За основу были положены концепции живописи импрессионистов.

   Значительной фигурой в украинской и российской фотографии был Николай Александрович Петров ( 1876-1940 ), всю жизнь посвятивший разработке и пропаганде идей пикториализма. Фотографическое образование Петров получил в г. Карлсруэ. С 1905г. он работает в Киевском политехническом институте, а также читает лекции по различным вопросам фотографии. Петров опубликовал свыше 40 работ по фотографии на русском, немецком и английском языках. Несколько лет ( 1911-1915 ) принимал активное участие в работе одного из интереснейших фотожурналов того времени «Вестник фотографии», был председателем Киевского фотографического общества «Дагерр». Петров знакомил общественность с мировыми тенденциями в области художественной фотографии, представлял на страницах журнала «Вестник фотографии» творчество самых известных в то время фотографов. Авторитет Петрова в области  художественной фотографии был огромный, что позволяло ему собирать представительный состав участников на международные фотографические салоны, проводимые им в Киеве.

   Однако Петров известен в фотографии и как выдающийся фотохудожник. Его работы являются образцом художественного портрета, воплощая принцип, что «художественное произведение никогда не бывает и не может быть объективным воспроизведением действительности, т.к. оно в сущности передает не саму действительность, а лишь представление о действительности». Получение художественного фотопортрета существенно отличается от создания живописного. Художник пишет портрет согласно своим субъективным представлениям о модели, создавая ее собирательный образ в своей индивидуальной технике исполнения. Такого обобщенного психологического состояния модели могло и не быть в действительности, этот образ ирреален. Фотографу необходимо не только составить психологический образ модели, но и заставить модель хотя бы на мгновение воплотить в себе этот образ, после чего успеть это мгновение запечатлеть на пленке. Тем самым фотопортрет обязательно обладает документальностью, которую раньше в пикториальной фотографии пытались сгладить различными способами, подгоняя созданное произведение под эстетику живописи. Для этих целей использовали при съемке монокль для создания нерезкости изображения, а при печати так называемые «благородные методы», как, например, гуммиарабик, бромойль, озобром и др.

Полученное фотографическое изображение размывалось, второстепенные детали убирались, снижая документальность изображения,  увеличивая его нереальность, таинственность. Оценивали художественные достоинства портрета также с позиций эстетики живописи. Проповедуя в фотографии принципы пикториализма, Петров писал , что «идеальная резкость, сухость изображения и обусловленная этой резкостью чрезмерная детальность сильно вредят художественному впечатлению». Из такого утверждения вытекала необходимость использовать объектив с определенной разрешающей способностью и углом зрения. Петров писал, что «фотографический снимок, претендующий на «художественность», должен воспроизводить действительность под таким же углом, под каким ее обыкновенно видит человек с нормальным зрением, т.е. под углом приблизительно в 30 градусов». Тем самым он отвергал возможность использования существующих в то время объективов с высокой разрешающей способностью и большой гаммой фокусных расстояний. Фотографическое изображение в плане передачи пространства приводилось в соответствие с изображением, которое делал в то время художник. В фотографическом портрете Петров считал обязательным соблюдение пропорций лица, отвергая любую ракурсную съемку. Фотограф мог вмешаться  в процесс съемки только путем выбора технических средств. В позитивной печати, по мнению сторонников пикториализма, проявлялось творчество фотографа-художника. Петров категорически отвергал какую либо наигранность при съемке портрета, оставаясь по форме в рамках традиционной компановки живописного изображения. Портреты Петрова построены минимальными изобразительными средствами без использования каких либо эффектных аксессуаров, столь характерных для студийного портрета того времени. Эмоциональное воздействие портрета на зрителя усиливалось за счет тонирования отпечатка в различные цвета, подчеркивающие психологическое состояние модели. В отличие от некоторых своих коллег-единомышленников Петров сумел органично сочетать фотографичность и живописность, создавая высокохудожественные фотопортреты. Он вводит зрителя в таинственный мир человека, изображенный через призму своих субъективных представлений .

В тоже время портреты Петрова, в-первую очередь, продукт господствующей на рубеже веков эстетики модерна во всех видах искусства. В них не следует искать серьезных драматических переживаний, портреты Петрова сделаны, чтобы вызывать у зрителя эстетическое наслаждение от их созерцания. Этим определяется выбор в качестве моделей, красивых женщин, детей, элегантных мужчин. И названия фотографий, такие как «мрачные думы» отражают художественные концепции того времени. Оценка Петрова  путей развития фотографии вызывала бурные критические нападки на его творчество и на пикториальную фотографию в целом. Такая фотография  вызывала раздражение у многих выдающихся фотографов того времени. Неприятие импрессионистской эстетики в живописи и, в том числе в фотографии, Прокудин-Горский выражал на страницах журнала « Фотограф-любитель» ядовито иронизируя : « Часто импрессионизм достигает таких размеров, что смысл картины, если можно так назвать кусок вымазанного полотна, понятен только самому художнику и то при условии, что он впадет снова в то психическое расстройство, при котором он писал картину». Многие фотографы придерживались тезиса, что «фотография, все-таки, надо сознаться, искусство протокольного характера».

   В столкновении различных подходов в художественной фотографии происходило становление подлинного фотографического языка. Вкладом пикториализма в дальнейшее развитие фотографии можно считать накопление опыта в построении изображения, разработке принципов художественного решения темы. В этом вклад работ Петрова неоспорим. Однако развитие документальности в фотографии страдало от чрезмерного увлечения живописностью. Многие, впоследствии известные фотографы, как, например, Новицкий, проходили школу фотомастерства у Петрова и других маститых пикториалистов. В дальнейшем их работы обогатили фотографическую эстетику, сделав следующий шаг в развитии фотографии. Доказательством могут служить портреты, созданные в 1920-30 годах, в которых заложены  новая форма построения изображения и совершенно другое содержание.

Текст: Алексей Логинов

Фотографии из частного собрания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предыдущие материалы в этом разделе:

Безимени-1 Неожиданное явление китов

North Korea in Autumn Фоторепортаж. В объективе Северная Корея

Безимени-1 Михаил Малышев: «Иные»

Малышев взял и выдал государственный секрет, мол, все люди стандартизированные паспортом не одинаковы


Теги: Киевское фотографическое общество, Музей, Николай Петров, старая фотография

поделиться

Комментировать

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Ваше имя:

Комментарий:

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Отправить комментарий

Комментарии(0)
... ...

Популярное за месяц

История дня

18.05.1896. родился талантливый венгерский фотограф Мартин Мункачи читать еще

Популярное за 6 месяцев

О ресурсе Обратная связь Реклама Карта сайта